Светские беседы,
деловые разговоры и серенады Всем известно, что многие насекомые могут
издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют... На Востоке
много сотен лет назад держали в специальных клеточках некоторые виды цикад,
чтобы те услаждали слух богатых вельмож своими песнями. Среди этих насекомых
были настоящие виртуозы, демонстрирующие разнообразные громкость, тембр и
репертуар. Изнеженных придворных певцов очень ценили. Считалось особым изыском
преподнести кому-либо в дар клеточку с членистоногим "соловьем".
Такой подарок был достоин и императора. Но мы с вами больше знакомы со свободными
"бардами" природы - кузнечиками, цикадами, шмелями, пчелами... Трудно
даже представить себе летний луг или лесную поляну без песен этих насекомых.
Они вдохновляли многих поэтов, художников и даже композиторов. Но почему-то
долгое время не могли вдохновить ученых. Лишь в XX в. биологи начали всерьез
интересоваться тем, как и зачем насекомые издают звуки. В начале века жизнь
поющих насекомых изучал энтомолог Ж.А. Фабр. Он установил, что представители
отряда прямокрылых - кузнечики и медведки - "разговаривают" при
помощи стридуляционного аппарата. На одном крыле насекомого имеется гладкое и
прочное (как кожа на барабане), окруженное твердыми жилками приспособление, на
другом крыле - прочная жилка с зазубринками. Потирая крыльями, насекомые издают
звуки. Ну чем не скрипочка со смычком? Другим прямокрылым - саранчовым
(кобылкам, например) - приходится потирать ногами, так как стридуляционный
аппарат у них расположен именно там. Подобное приспособление позволяет
управлять не только громкостью звука, но и изменять его тембр и частоту. Фабр
считал, что у кузнечиков и саранчи есть по несколько десятков разнообразных
песен. А одними из самых лучших "музыкантов" в мире животных Фабр
считал сверчков и трубачиков - в их репертуаре, по мнению некоторых
исследователей, чуть ли не 500 различающихся песен. Через несколько лет после открытий Фабра
венгерский ученый Реген продолжил изучение роли песен в жизни кузнечиков.
Известно, что у подавляющего большинства видов этих насекомых самки безголосы,
"поют" только самцы. В эксперименте Регена дамы кузнечиков
игнорировали неистово поющих кавалеров, которые, видя самок, выводили свои
рулады под прозрачным, но звуконепроницаемом колпаком. Самки видели певцов, но
не слышали, поэтому и остались к ним равнодушны. Однако когда насекомых
поместили в разные комнаты и самочкам стали транслировать "серенады"
самцов, они заметно заволновались. Любовная песнь была услышана и получила должный
отклик. Если прямокрылых называют
насекомыми-скрипачами, то цикад (представителей отряда равнокрылых) можно
считать барабанщиками. Их музыкальный инструмент состоит из трех перепонок,
расположенных в большой камере на груди насекомого. К одной перепонке
прикреплена мышца, которая (до 20 000 раз в секунду!) сгибает эту перепонку и
бьет ею по другим. Непросто устроенные резонаторы многократно усиливают звук.
"Пение" некоторых видов цикад по силе звука приближается к реву
паровоза. Кроме кузнечиков и цикад существует более 10
000 видов "разговаривающих" насекомых, и ведут они свои
"беседы" чрезвычайно разнообразными способами. Одни потрескивают
сочленениями лапок, жуки-усачи поскрипывают сегментами брюшка, клопы-гладыши
пощелкивают лапками по хоботку, бабочки издают звуки, ударяя себя ребром крыла
в грудь, жуки-щелкуны щелкают сочленениями головы и груди. Очень многие
насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной
частотой. Бабочка махаон (Papilio machaon) совершает 5-6 взмахов в секунду,
траурница (Nymphalis antiopa) - 10. Мы способны слышать низкий гудящий звук,
который издают в полете бабочки-бражники, чьи крылья делают 45-50 взмахов в
секунду. "Звучат" и летающие жуки: майский жук жужжит, совершая 45-50
взмахов крыльями в секунду, жук-навозник (Geotrupes vernalis) - 85-90, а божьи
коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду. Летающие стрекозы и
слепни "звучат" благодаря 100 взмахам в секунду, осы, в зависимости
от вида, - 110-250, шмели - от 190 до 350. Пчелы работают крыльями еще активнее
- до 450 взмахов в секунду, но нагрузившись медом, делают до 330 взмахов и
гудят пониже. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву
считают комаров - 500-600, а у некоторых - до 1000 взмахов в секунду. При такой
частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. Вспомните, как
нас раздражает ночное зудение летающего комара. Но что удивительно, зная о таком
разнообразном репертуаре, ученые долгое время не могли определить, как
насекомые воспринимают звуки, да и воспринимают ли вообще. Были разные
предположения, думали даже, что кузнечики, например, слышат всем телом. И все
это потому, что никто из исследователей не мог найти у насекомых ушей. Но
логика подсказывала, что если есть специальные органы для воспроизведения звуков,
то должны быть и органы для их восприятия. Некоторые наблюдения показывают, что
насекомые довольно хорошо реагируют на звук. Интересный случай произошел в 1956
г. на даче у одного американского ученого. Приятным теплым вечером профессор
К.Ренер принимал у себя гостей. Все было очень мило, люди сидели на веранде,
наслаждаясь приятной компанией, погодой и изысканным вином. Над головами
сидящих мягко порхали ночные бабочки. Но тут кто-то из гостей случайно провел
влажной пробкой по тонкому хрустальному бокалу. Возник очень высокий и
пронзительный звук. И - о чудо! - летающие ночные красавицы дружно рухнули на
пол, как потерявшие сознание барышни. Гости (а это были ученые) вскочили и
начали разыскивать внезапно исчезнувших бабочек. И нашли их лежащими "в обмороке"
на полу. Постепенно "слабонервные" насекомые пришли в себя и начали
ползать, а потом и летать, как ни в чем ни бывало. Фокус с пробкой повторили, и
все бабочки вновь оказались на полу. И так несколько раз. Ну какие после этого
могли быть сомнения в том, что насекомые слышали этот звук, который в
буквальном смысле слова поверг их наземь? В 1957 г. американскому биологу Гэскеллу
удалось найти "уши" кузнечиков. Кто бы мог подумать, что
звукочувствительные органы этого насекомого расположены на ногах, вернее, на
голенях передних лапок и имеют вид двух узких щелей?! Не менее экстравагантные
"уши" и у бабочек: у дневных они расположены в основании передних
крыльев, у ночных - между грудью и брюшком. Да и другие насекомые, как
оказалось, имеют "уши" в самых неожиданных местах: на груди, на
усиках, на хвостовых нитях и т.д. В общем, кто во что горазд! Различается и
устройство этих органов. Одни из самых распространенных - тимпанальные
"уши" (тимпан в переводе с греческого - бубен или барабан). Они
состоят из полости, закрытой тонкой пленкой - чувствительной мембраной, от
которой отходят направляющиеся в мозг нервы. Другой тип - это "уши",
находящиеся у основания усиков-антенн. Это высокочувствительное образование
носит название Джонстонов орган. Его клетки улавливают малейшие колебания
воздуха и передают в мозг полученную информацию. В принципе звуковоспринимающие
органы насекомых по сравнению с таковыми у некоторых других типов животных
устроены весьма примитивно. Значит ли это, что кузнечики, бабочки, цикады и
другие виды плохо слышат? Отнюдь. Ученые установили, что чувствительность слуха
насекомых просто неправдоподобна. Так, кузнечик, нежащийся в лучах солнца
где-то на территории Подмосковья, способен воспринять шум от толчков
землетрясения в Японии. Вот так! У звука, как известно, несколько
характеристик. Его силу принято выражать в децибелах, а частоту (количество
звуковых волн, или колебаний, в единицу времени) - в герцах. Один герц (1 Гц) -
это одно колебание в секунду, 10 Гц - 10 колебаний и т.д. Чем больше частота,
тем выше (тоньше) звук и наоборот. Звук, имеющий частоту выше 20 000 Гц (20
кГц), принято называть ультразвуком, ниже 20 Гц - инфразвуком. Мы с вами
способны воспринимать звук именно в этом диапазоне, от 20 Гц до 20 кГц. Но для
насекомых это не предел. Так, несколько видов кузнечиков слышат ультразвуки с
частотой 70 кГц, а ночные бабочки улавливают колебания более 200 кГц, что в 12
раз превосходит возможности слуха человека. У насекомых слышат не только взрослые особи.
Опыты английских ученых Л.Коха и Д.Хаксли с гусеницами бабочек медведиц и
пядениц показали, что они воспринимают звуки, причем на некоторые реагируют
довольно странно. Звуки музыки, как это ни удивительно, вызывали у гусениц
агрессивную реакцию. При первых тактах они испуганно замирали, затем пытались
убежать. Если звуки не прекращалась, гусеницы вставали в позу угрозы. Ну что
поделать, не любят они музыку! Биологи долго ломали головы, пытаясь понять,
чем же слышат эти мягкотелые и немузыкальные создания. Оказалось, что они воспринимают
звуки многочисленными волосками, покрывающими их тело. Гусеницы медведиц и
название свое получили за густой мех, а вот у гусениц пядениц волоски тонкие и
прозрачные, практически невидимые невооруженным глазом. А каково же значение в жизни насекомых
звуков, издаваемых ими самими? У кузнечиков "пение" играет очень
важную роль в продлении рода. Самца, самозабвенно выводящего рулады, слышат
многие самки его вида. Однако на свидание к нему спешат только
неоплодотворенные. Таким образом, звук очень облегчает одиноким дамам поиски
вакантного кавалера. Похожее значение имеют "песни" в жизни комаров.
Почти все самцы пищат одинаково. А вот самки - такие затейницы! Мало того, что
они пищат совсем не так, как самцы. Оплодотворенные самки "звучат"
иначе, чем неоплодотворенные, взрослые - не так, как юные или очень старые. Все
это здорово облегчает жизнь комариным самцам, которые обычно стремятся к
неоплодотворенным не слишком юным и не слишком старым комарихам.
"Пение" прекрасных дам комариные кавалеры воспринимают
усиками-антеннами. Причем чем пушистее усы, тем лучше слух. Наиболее пушистыми
усы комаров-самцов становятся только в определенном возрасте. А безусым,
вернее, неперистоусым юнцам разыскивать партнерш еще рановато. Самкам же
комаров усы вообще не нужны, поскольку они партнеров не разыскивают - сами
прилетят. Еще одна интересная особенность роскошных
усов комариных кавалеров - они не могут быть использованы для восприятия других
звуков. Подобно радиоприемнику, они настроены только на одну частоту - ту,
которую издают крылья самки, находящейся в нужном состоянии. Интересно, что к выводу о том, что комариные
самцы разыскивают подруг с помощью слуха, первым пришел не биолог, а
американский инженер Х.Максим, вошедший в историю как изобретатель станкового
пулемета. Устанавливая цепь электрических фонарей, он обратил внимание, что
вокруг трансформаторов толчется рой перистоусых комаров-самцов. Свои наблюдения
Максим пытался опубликовать, но был осмеян... Таким образом, звук помогает отыскать
насекомым друг друга в брачный период, но это не единственная его роль. Звуком
насекомые предупреждают соперников, чтобы те держались подальше. Кроме того,
звуком можно подавать сигналы о грозящей опасности. Вспомните
"обморочных" бабочек на даче у американского ученого. Дело в том, что
ночные бабочки способны слышать летучих мышей. Эти опасные охотники, отыскивая
пищу, используют ультразвук. Так вот, бабочки, уловив его, спасаются кто как
может: одни "теряют сознание" и падают вниз, другие резко меняют
траекторию полета. И комариным самкам-кровососам писк нужен не только для
привлечения самцов-вегетарианцев - он еще может служить и предупреждением об
опасности. Когда какая-нибудь из комарих спасается бегством, она издает более
пронзительный звук, и остальные, услышав его, реагируют соответствующим
образом. У насекомых нередка мимикрия - явление, когда
вполне безобидные виды маскируются под ядовитых, жалящих. У мух-пчеловидок и
осовидок эта имитация зашла еще дальше: они копируют не только внешний вид и
окраску, но и звук, издаваемый пчелами и осами при полете. Так, летающая оса
делает 150 взмахов в секунду, и подражающие ей мухи почти столь же - 145-147.
Птицам и млекопитающим эти звуки кажутся одинаковыми, а вот сами насекомые их
отчетливо различают. И никогда муха не спутает осу со своей родственницей и
наоборот. Это очень удобно: и свои узнают, и чужие боятся. Особенно важен звук для общественных
насекомых, чьи колонии живут и функционируют как единый слаженный организм. Для
поддержания нормальной работы такой сложной структуры у термитов, пчел,
муравьев и некоторых других видов существуют разные способы: "языки"
запахов, жестов и, конечно, звуков. Термиты, например, предупреждают друг друга
о надвигающейся опасности не только специальными веществами - феромонами страха,
но и особыми звуками. Трудяги-пчелы обычно не воюют, но если надо защитить дом,
они издают крыльями особый звук, одновременно распространяя вокруг себя
"запах атаки", и дружно кидаются в бой. Звук для пчел - и пропуск в
улей. Как вы уже знаете, налегке пчела делает около 400-450 взмахов в секунду,
а несущая добычу в улей - около 330. Для нашего уха эта разница почти
неуловима, а вот для пчелиных сторожей, которые охраняют улей, она очень
заметна. И эти строгие охранники ни за что не пропустят в дом пчел, вернувшихся
порожняком. И уж тем более не позволят проникнуть пчелам-мародерам, которые
вместо того чтобы трудиться над цветами, только и ждут возможности украсть
нектар в чужом доме. Не менее важен звук и для передачи информации
пчелами-разведчиками. Во время своих знаменитых танцев они сообщают сородичам,
где и в каком количестве находятся цветы, полные желанного нектара. Зоологи
установили, что их рассказ состоит не только из движений и запахов, но и
сопровождается гудением определенной частоты. Узнав о роли звука в жизни насекомых, ученые
стали пытаться использовать эти знания на практике. Например, в 1948 г., через
70 лет после наблюдений Х.Максима, были сделаны попытки отпугивать комаров или
заманивать их в ловушку с помощью звуков определенной частоты. Это оказалось не
так-то просто, так как эти насекомые могут слышать звук только на очень
небольшом расстоянии. Но ученые продолжают работать в этом направлении. Звуком
удавалось отгонять от полей голодную саранчу. Аппараты, звук которых призван
отпугивать комаров, сейчас появились в продаже. Реклама, разумеется,
расписывает их эффективность, но далеко не все потребители соглашаются с этим.
Все эти разработки - только первые шаги, и очень большая работа по выяснению
того, о чем "говорят" и "поют" насекомые, еще впереди. Литература Дмитриев Ю. Соседи по планете. Насекомые. -
М.: Детская литература, 1977. Г.Н.
Тихонова |
РЕКЛАМА:
|
Scorbny Primat. 2002-2009 |